Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер отправился в Пекин для проведения очередного раунда переговоров о поставках газа по «западному маршруту». «Будем надеяться, в ближайшее время нам удастся достигнуть окончательной договоренности», - заявил он по итогам совещания о ходе реализации инвестиционных проектов компании, связанных с поставкой газа в Китай по «восточному» маршруту в Томске.
Так называемый западный маршрут поставок газа в Китай (газопровод «Алтай») будет строиться в дополнение к «восточному» трубопроводу «Сила Сибири». Однако если по последнему вопросов почти не осталось – «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали в мае 2014 года 30-летний контракт на $400 млрд, предусматривающий поставку из России в Китай 38 млрд кубометров газа в год по восточному маршруту, а в октябре было заключено соответствующее межправительственное соглашение, переговоры о заключении аналогичного контракта по газопроводу «Алтай» ведутся до сих пор. В ноябре прошлого года в Пекине в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина были подписаны меморандум в сфере поставок газа из РФ в Китай по «западному» маршруту, рамочное соглашение между «Газпромом» и CNPC по этому вопросу, а также меморандум о взаимопонимании между российским газовым холдингом и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией (CNOOC). В документах определены основные условия поставок газа в Китай в объеме 30 млрд кубометров. Срок контракта – 30 лет, а первый газ по «западному маршруту» планируется направить в Китай уже в 2019 году. «В этих документах в первую очередь определяется то, что «западный маршрут» становится приоритетным проектом нашего газового сотрудничества», - говорил Алексей Миллер.
Между тем, если в случае с «дальневосточным трубопроводом» газ будет браться с сахалинских и курильских газовых полей, а также с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского и Ковыктинского), поставки по «западному маршруту» будут осуществляться с месторождений Западной Сибири - это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу. При этом в «Газпроме» считают, что 30 млрд кубометров - только начало. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода, что увеличит объемы до 100 млрд кубометров в год. А суммарно, с учетом наращивания поставок по «западному» маршруту, в среднесрочной перспективе показатели могут превысить объемы экспорта в Европу, указывал Миллер.
При этом китайцы, в отличие от европейцев, готовы взять все объемы газа, которые может предложить Москва. В Китае реализуется программа по переводу промышленности с угля на газ и, по расчетам Пекина, к 2020 году ежегодная потребность страны достигнет 420 млрд кубометров, что превышает нынешний объем потребления почти в 2,5 раза.
Европу без газа мы не оставим, уверен гендиректор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. «Поскольку страны ЕС намерены уменьшать энергозависимость от внешних поставщиков, импортируемых из России 165 млрд кубометров газа в год для Европы окажется многовато, и нам необходимо думать о том, как оперативно перенаправить их в Китай, - считает он. – Однако рентабельность продаж при этом рискует оказаться ниже, поскольку в Европе мы имели отлаженную инфраструктуру и устоявшихся поставщиков».
«Западный маршрут», по мнению президента Российского газового союза Сергея Чижова, окажется в реализации проще и быстрее «Силы Сибири». «Он удобней и с точки зрения расстояния (протяженность «Силы Сибири» - 4 тыс. км, «Алтая» - 2,6 тыс. км), и с точки зрения доступа к трубе – в точке входа на территории Китая имеются готовые газопроводы, - пояснил он «Эксперт Online». – Для «Газпрома» «Сила Сибири» - безусловно, более дорогой и амбициозный проект. А то, что соглашения по нему были заключены раньше, чем по «западному маршруту», объясняется, видимо, тем, что изначально была достигнута договоренность о финансировании «Силы» китайской стороной в счет будущих поставок».
У «Силы Сибири» больше шансов на успех, не соглашается Андрей Листовский: «Трубопровод уже начал строиться, под него выделены кредиты».
При этом оба эксперта признают, что переговоры с китайцами всегда тяжелы. «Несмотря на подписанный контракт, экономические параметры «Силы Сибири», стороны, похоже, не смогли согласовать до сих пор. Естественно, «Газпром» не признается в этом, но твердой договоренности по ценообразованию этого проекта, судя по всему, до сих пор нет», - указывает гендиректор Фонда энергетического развития. «Действительно, у китайской стороны, как правило, появляется множество дополнительных условий уже после подписания договоров», - подтверждает президент Российского газового союза. Однако, несмотря на это, по мнению Андрея Листовского, с финансированием обоих проектов проблем не должно возникнуть: «Если «Газпром» заявляет о готовности к их реализации, значит, средства на это есть».
«Газпром» выполнит все обязательства, связанные с началом поставок газа в Китай, вовремя и в полном объеме, подтвердил Алексей Миллер. «Работы по Чаянде и «Силе Сибири» набрали темп. Все обязательства «Газпрома», связанные с началом поставок газа в Китай, будут выполнены вовремя и полном объеме», - цитирует его пресс-служба холдинга, добавляя, что по итогам совещания были даны поручения, направленные на дальнейшую реализацию проектов по формированию Якутского центра газодобычи, созданию газотранспортных и перерабатывающих мощностей.
Еще одна хорошая новость – «Газпром» и CNPC согласовали место подводного перехода через реку Амур участка газопровода «Сила Сибири». «В сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией организована работа по трансграничному участку «Силы Сибири». Согласовано место расположения подводного перехода через реку Амур и технические требования к инженерным изысканиям для его детального проектирования», - говорится в сообщении российского концерна.
|